(495)679-26-45

(495)677-68-84


16/04/2012

Принцип безусловного принятия

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

• можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;
• можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит для этого есть основания;
• недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

1.  Посмотрите, насколько Вам удается принимать Вашего ребенка. Для этого в течение 2-3х дней постарайтесь подсчитать, сколько раз Вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями ( радостным приветствием, одобрением, поддержкой ) и сколько – с отрицательными ( упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у Вас не все благополучно. 
2.  Закройте на минуту глаза и представьте, что Вы встречаете своего лучшего друга ( или подругу ). Как Вы показываете, что рады ему, что он Вам близок и дорог? А теперь представьте, что это Ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы и Вы показываете, что рады ему. Представили? Теперь Вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. 
3.  Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день ( обычные утренние приветствия и поцелуй на ночь не считаются ). Примечание: неплохо то же самое делать и по отношению ко взрослым членам семьи. 
4.  Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

Помощь родителей. Осторожно! (четыре результата учения)

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов.

Назовем четыре из них.
Первый
, самый очевидный – это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.
Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат – эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Наконец, четвертый результат – след Ваших взаимоотношений с ним, если Вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным ( остались довольны друг другом ), либо отрицательным ( пополнилась копилка взаимных недовольств ).
Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат ( выучил? научился? ). Ни в коем случае не забывайте о трех остальных. Они гораздо важнее!

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
Свои невмешательством Вы будете сообщать ему: « С тобой все в порядке! Ты,
конечно, справишься!».

Правило 2. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
1) возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
2) по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему;
3) очень хорошо начать со слов: «Давай вместе».

При этом не перекладывайте слишком рано свою часть участия в помощи на ребенка. Но и слишком долгое и настойчивое участие родителя, так сказать занудливое руководство в совместном деле, сказывается отрицательно.
Главное условие, без которого помощь ребенку превращается в свою противоположность – дружелюбный тон общения. «Руководящие указания», наверное, где-то и нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе – значит вы на равных. Не следует занимать позицию над ребенком. Дети к ней очень чувствительны и восстают против нее. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

Правило 3. Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями его действий ( или бездействия ). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Как слушать ребенка

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Основные правила беседы по способу активного слушания: 

• если Вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и Ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к ребенку и Ваша поза – самые сильные сигналы о том, насколько Вы готовы его слушать и услышать; 

• если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме ( например, сын: Не буду больше водиться с Петей! родитель: Ты на него обиделся ). Запомните: фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия

• очень важно в беседе «держать паузу»: после каждой Вашей реплики, лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что Вы рядом; 

• в Вашем ответе иногда полезно повторить, что, как Вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство ( например, сын: Не буду больше водиться с Петей! родитель: Не хочешь с ним больше дружить (повторение услышанного) сын: Да, не хочу… родитель: Ты на него обиделся (обозначение чувства)).